Для таких территорий как Мурманская область необходимо вырабатывать отдельные законодательные решения

Для таких территорий как  Мурманская область необходимо вырабатывать отдельные законодательные решения

Доклад председателя Комитета по тарифному регулированию Мурманской области В.А. Губинского «Особенности тарифного регулирования для юридических лиц», представленный на встрече с предпринимателями Мурманской области 31.05.2019 г.

В первую очередь рассмотрим вопросы ценообразования в сфере электроэнергетики, поскольку уровень тарифов на электрическую энергию является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое положение регионов Российской Федерации и одним из ключевых критериев оценки качества предпринимательской среды и комфортных условий жизни населения.

В соответствии с действующим законодательством продажа  электрической энергии (мощности) для юридических лиц осуществляется по нерегулируемым ценам, рассчитанных исходя из цен на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.

Наиболее значимыми составляющими в структуре стоимости электроэнергии является стоимость покупки электроэнергии (мощности) на оптовом рынке, а также стоимость услуг распределительных сетевых организаций.

Анализ средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), складывающейся на оптовом рынке, по наиболее крупным гарантирующим поставщикам субъектов Российской Федерации за январь 2019 года показал, что для Мурманской области указанная цена определяется в размере, близком к среднему значению по России. При этом в Мурманской области рост цены в 2019 году по сравнению с 2018 годом составил 21 %!

Безусловно, на изменение цены оказывают влияние не ценовые (конкурентные) механизмы, а регуляторные, принимаемые на федеральном уровне, которые значительно влияют на стоимость мощности, приобретаемой гарантирующими поставщиками на оптовом рынке, и, соответственно, на средневзвешенную нерегулируемую цену на электроэнергию (мощность).

Важно отметить, что Правительство Мурманской области при непосредственном участии Комитета предпринимает усилия по установлению особых условий ценообразования на электрическую энергию для субъектов Арктической зоны Российской Федерации, в т. ч. Мурманской области, учитывающих индивидуальные особенности региона, в котором имеется значительный объем избыточной мощности, а также существует потенциал для повышения инвестиционной привлекательности региона.

В настоящее время в рамках регуляторных механизмов (тарифы на передачу электроэнергии, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков) Комитет пытается сглаживать резкий рост цен на оптовом рынке, но с каждым годом это делать все труднее.

Так, одноставочные единые (котловые) тарифы, установленные с 1 июля 2019 года, являются одними из самых низких по Северо-Западному Федеральному округу. Особенно это касается тарифа на высоком уровне напряжения (порядка 70% потребления в нашем регионе сформировано на уровне ВН)

Дополнительно отмечу, что рост одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2019 году в сравнении с 2018 годом составил 3 %.

Согласно прогнозу цены покупки электрической энергии для конечного потребителя на 2019 год, разработанному АО «АТС» (администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии), цена на электроэнергию для прочих потребителей Мурманской области в среднем составит 3,16 руб./кВтч, что является минимальным значением по СЗФО. При этом значение цены по субъектам РФ, включенным в ценовые зоны оптового рынка, в среднем за 2019 год составит 4,38 руб./кВтч.

В зависимости от уровня напряжения конечная цена на электроэнергию (мощность) для прочих потребителей (юридических лиц) Мурманской области в настоящее время составляет от 3,2 руб/КВт∙ч на высоком уровне напряжения до 5,2 руб/КВт∙ч на низком уровне напряжения (без НДС).

Повторно отмечу, что с учетом реализации целей государственной политики Российской Федерации, а именно обеспечения устойчивого развития арктических регионов, к которым относится Мурманская область, необходимо вырабатывать отдельные законодательные решения для таких территорий, как наш регион, безусловно учитывая все имеющиеся индивидуальные особенности и ограничения.

Основными видами топлива, используемого для производства тепловой энергии на территории Мурманской области, являются мазут и уголь. В связи с высокой стоимостью мазута и угля, тарифы на тепловую энергию в нашем регионе  одни из самых высоких как по СЗФО, так и в целом по стране.

Тем не менее в отношении практически всех теплоснабжающих организаций тарифы установлены на уровне ниже экономически обоснованной величины. При этом выпадающие доходы теплоснабжающих организаций возмещаются за счет средств областного бюджета.

В то же время, согласно позиции федеральных органов власти, возмещение выпадающих доходов по прочим потребителям, является нецелевым и неэффективным расходованием бюджетных средств, поэтому тарифы для юридических лиц должны устанавливаться на уровне экономически обоснованной величины.

Что касается тарифов на питьевую воду и водоотведение, то в Мурманской области одни из самых низких тарифов в СЗФО. Поэтому тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения для юридических лиц устанавливаются на экономически обоснованном уровне. 

В заключении необходимо отметить основные меры, предпринимаемые Правительством Мурманской области:

1. Совместно с Минэнерго России проработка механизмов снижения стоимости электроэнергии и мощности для использования невостребованных объемов мощностей Кольской энергосистемы и для электрокотельных.

Данный механизм позволит повысить инвестиционную привлекательность Мурманской области, создать в регионе условия, стимулирующие вовлечение в хозяйственный оборот не используемых в настоящее время, но технологически возможных к выработке объемов электрической энергии, что будет способствовать снижению тарифов для потребителей региона.

2. Сдерживание роста тарифов на тепловую энергию в результате реализации Комплексного инвестиционного проекта модернизации систем теплоснабжения.

3. Консолидация активов в сфере водоснабжения и водоотведения как механизм оптимизации расходов ресурсоснабжающих организаций в целях сдерживания роста тарифов.

4. Оказание Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области консультативной поддержки по вопросам технологического присоединения.

В результате совместной работы Комитета с регулируемыми организациями и потребителями удавалось значительно снизить плату за технологическое присоединение в сравнении с первоначально рассчитанной регулируемой организацией.